{} Прорывные результаты на горизонте 5–10 лет (газета "Гудок" от 14.08.2022 г.) | АСТО

125190, г. Москва, ул. Лесная, д.28, а/я 79

postmaster@associat.nichost.ru +7 (499)973-94-45
Календарь событий стать членом асто

Ассоциация производителей и потребителей тормозного оборудования для подвижного состава железнодорожного транспорта

О самых перспективных проектах технологического и цифрового развития железнодорожного транспорта рассказал генеральный директор ВНИИЖТ Сергей Виноградов.

 

Сегодня в интересах ОАО «РЖД» реализуется множество различных проектов в сфере развития инфраструктуры, технологий перевозочного процесса, программы цифровизации и трансформации с применением современных IT-технологий. Какие задачи и проекты вышли на первый план, рассказал «Гудку» генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта Сергей Виноградов. 

 

– Сергей Александрович, насколько в свете последних политических и экономических событий в мире изменились задачи института?

– Текущая ситуация – это вызов для научно-технического потенциала страны, и я убежден, что мы увидим прорывные результаты на горизонте 5–10 лет. Мы ясно понимаем ответственность и динамично перестраиваем и фокусируем нашу работу под возникающие потребности отрасли. Для нас знаковым является выход указа президента России «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий». Для его реализации мы совместно с институтами отраслевого научного комплекса (НОК) РЖД готовим вариант масштабного комплексного плана работ, который будет решать национальные стратегические задачи. 

Особую актуальность сегодня получило направление обеспечения технологической независимости предприятий холдинга «РЖД», в котором институт принимает участие не первый год. На сегодняшний день в институте создан отдельный Центр экспертизы и координации проектов импортозамещения. В его задачи входит формирование и отработка единого для всех подразделений холдинга подхода к определению рисков, связанных с приобретением продукции иностранного производства, и оценкой степени их влияния на бизнес-процессы компании. 

Итогом работы центра на первом этапе станет детальный план действий для всех подразделений холдинга «РЖД», позволяющий обеспечить технологический суверенитет. 

 

– Специалисты института работают над множеством различных проектов для ОАО «РЖД». Какие из них вышли на первый план?

– Драйверами современного развития института является переориентация на крупные комплексные проекты, в первую очередь выполняемые в интересах ОАО «РЖД», в сфере развития инфраструктуры, технологий перевозочного процесса, включая высокоскоростное движение, а также проекты программы цифровизации и трансформации деятельности всех хозяйств ОАО «РЖД» с применением современных IT-технологий. Если взять пятилетний исторический горизонт, то доля испытаний в рамках нашей деятельности сократилась с 60% до 30%, в то время как доля работ, выполняемых для холдинга «РЖД», выросла в обратной пропорции, достигнув 74% по итогам 2021 года. При этом масштаб деятельности института за три года в денежной оценке вырос в 1,5 раза.

На сегодняшний день ВНИИЖТ возглавляет или принимает активное участие как минимум в 14 крупных проектах технологического и цифрового развития ОАО «РЖД». Количество реализуемых институтом значимых проектов выросло кратно. Большинство из них проводится совместно с нашими коллегами из НОК: НИИАС, ИЭРТ, ВНИКТИ, ИЦ ЖТ. К таким проектам относятся разработка принципиально новой конструкции и технологии содержания железнодорожного пути с увеличенным ресурсом 2,5 млрд тонн брутто, создание выделенных линий для организации внутригородских и межрегиональных пассажирских перевозок, оптимизация системы взаимодействия «колесо – рельс» в целях увеличения скоростей движения и оптимизации эксплуатационных затрат. Отмечу также совместные с технологическими партнёрами проекты в области развития высокоскоростного движения, прескриптивной технической диагностики и беспилотного управления подвижным составом, разработку новых технологий транспортировки грузов, в том числе проект по ускоренным контейнерным перевозкам.

Институтом разработаны Единые технические требования к объектам железнодорожной инфраструктуры, применяемым при строительстве Северного широтного хода и железнодорожных подходов к нему.

Проекты ВНИИЖТ в области цифровизации основываются на базе «сквозных» цифровых технологий: большие данные, искусственный интеллект и блокчейн. Институтом выполнены проекты по созданию блокчейн-платформ для грузовых перевозок и сервисного обслуживания локомотивов. Данные проекты показали эффективность применения технологии распределённого реестра и смарт-контрактов для решения задач, в которых требуется обеспечить прозрачность взаимодействия участников рынка в рамках доверенной среды. 

Специалисты института проводят трансформацию интеллектуальной системы управления пассажирским комплексом АСУ «Экспресс», развивая её на новой платформе с применением современных отечественных цифровых технологий.

Одним из важнейших направлений работ, актуальность которого возрастает ежегодно, является развитие технологий, направленных на повышение пропускной способности сети. Среди реализуемых проектов – разработка технологий ускоренных грузовых перевозок, среднетоннажных контейнеров и контейнеров-платформ. Институт рассматривает вопросы целесообразности производства восьмиосных полувагонов для железных дорог Восточного полигона, разрабатывает концепцию выделенных пассажирских линий для разделения пассажирского и грузового движения. 

Все проекты направлены на устранение узких мест, оптимизацию затрат и повышение эффективности использования инфраструктуры железных дорог. Реализуются проекты и в области экологии, в частности мы работаем над прогнозированием влияния различных климатических условий на железнодорожную инфраструктуру. Экономический эффект от реализации портфеля комплексных проектов, согласно расчётам, составит свыше 40 млрд руб. на перспективу до 2030 года.

В приведённых мной примерах проектов одновременно участвуют не только подразделения НОК, но и привлечённые нами организации, включая отраслевые вузы, что доказывает необходимость усиления кооперации и взаимодействия, особенно в современных условиях.
 

– Испытательный полигон ВНИИЖТ признан одним из крупнейших во всём мире. Как он будет развиваться в ближайшем будущем?

– Институт обладает уникальной научно-исследовательской базой, включая испытательные полигоны, как, например, Экспериментальное кольцо, и мы будем усиливать наши компетенции по данному направлению, поскольку оно позволяет обеспечить холдинг качественной и сертифицированной по высоким стандартам продукцией. В текущем году мы полностью переформатировали подход к организации испытаний в институте, создали новый центр, в задачи которого была добавлена компетенция моделирования, привлекли на рынке команду профессиональных менеджеров. 

Институт постоянно развивает лабораторную и стендовую базу, ежегодно увеличивая объём проводимых инвестиций. Среди проектов могу отметить проектирование и строительство на территории лаборатории контактной сети Экспериментального кольца (ЭК) климатической камеры для проведения испытаний образцов подвижного состава целиком в предельных климатических условиях. Считаю данный проект прорывом в сфере испытаний вагонов, поскольку он позволит заметно ускорить процесс приёмки и постановки на производство отвечающей современным требованиям продукции.

Знаковыми проектами развития научно-исследовательской базы ВНИИЖТ и Экспериментального кольца, в частности, является строительство водородного кластера, в задачи которого будет входить разработка технических решений и технологии применения высокоэкологичного подвижного состава на водородных элементах. Мы также приступили к разработке проектов создания на ЭК логистического и экологического кластеров, деятельность которых будет направлена на создание и практическую апробацию новых транспортных продуктов на стыке ускоренных контейнерных и автомобильных перевозок. В планах – строительство на ЭК опытного участка пути, включающего стрелочный перевод и контактную сеть для проведения предварительных испытаний элементов инфраструктуры под проект ВСЖМ-1.

Актуальность реализуемых нами проектов только возрастает в современных условиях, когда мы обязаны реагировать на запрос промышленности в обеспечении качественной экспертизы и ускоренной доработки создаваемой продукции, поиске инновационных и будущих решений.

 

– Несмотря на сложности в международном пространстве, ваш институт продолжает взаимодействовать с зарубежными компаниями. Есть ли у ВНИИЖТ планы по дальнейшему развитию международной интеграции сегодня?

– Мы придерживаемся принципа взаимовыгодной кооперации со всеми партнёрами, настроенными на сохранение дружественных отношений с нашей страной. Безусловно, текущая ситуация сказалась на ряде наших зарубежных проектов – некоторые пришлось перенести на следующий год, какие-то отложить. Под вопросом оказалось участие ВНИИЖТ в международных ассоциациях тяжеловесного движения (IHHA) и Союза железных дорог (МСЖД). Тем не менее на уровне специалистов-железнодорожников мы сохранили профессиональные связи.

В настоящее время мы сосредотачиваемся на работе со странами-партнёрами пространства 1520 и БРИКС. Например, продолжаем сотрудничество с Китайской академией железнодорожных наук CARS и c Корейским железнодорожным научно-исследовательским институтом KRRI по работе над бесшовными технологиями грузовых перево­зок между нашими странами.

 

– Взаимодействие института и ОАО «РЖД» находится на высоком уровне. Как вам удалось добиться таких результатов?

– В первую очередь, это доверие со стороны материнской компании и ее руководства. Мы ощущаем серьезную поддержку нашим инициативам со стороны генерального директора-председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова. Наши успехи во многом определялись непосредственным участием в жизни института, от постановки задач до участия в развитии кадровой и ресурсной базы, первого заместителя генерального директора Сергея Кобзева, который до июня 2022 года также возглавлял Совет директоров нашего института. С начала текущего года интенсивная совместная работа по стратегическому планированию и техническому развитию института ведется под руководством заместителя генерального директора ОАО «РЖД» — главного инженера Анатолия Храмцова.

Как было мной отмечено, мы активизировали тесную кооперацию с другими институтами, в первую очередь институтами НОК «РЖД» (НИИАС, ВНИКТИ, ИЭРТ) по разным направлениям деятельности, совместно учредили Ассоциацию «Транспортная наука», в настоящее время работаем над созданием Координационного совета институтов НОК для решения совместных задач по развитию отрасли.

Мы выстраиваем системную работу на принципах проектного управления с ключевыми заказчиками наших работ в ОАО «РЖД» в лице Департамента технической политики и Департамента информатизации. Отдельную благодарность хочу выразить их руководителям Владимиру Андрееву и Кириллу Семиону, а также командам данных департаментов за взаимопонимание и слаженную совместную работу. 

Со своей стороны, мы внедряем в нашу деятельность современные принципы управления и организации работы, применяя лучшие практики, в первую очередь основанные на методах проектного менеджмента. В институте создан Центр управления проектами, результаты деятельности которого получили высокую оценку в причастных подразделениях ОАО «РЖД». Главным достижением я считаю заметный рост качества и скорости выполняемых нами работ и проектов. В качестве индикатора данных процессов производительность труда в институте за три года выросла в 1,5 раза. 

Мы структурировали свою деятельность, выделив шесть основных направлений развития, зафиксировав их в проекте Стратегии развития института до 2030 года. Например, одним из направлений, является наша испытательная деятельность. Несмотря на сокращение объемов проводимых испытаний в последние годы, в том числе по объективным причинам, связанным с изменением норм аккредитации испытательных центров, а также производственным циклом промышленного производства, мы видим существенный потенциал в развитии данного направления.

 

– Как вы оцениваете кадровый потенциал института и какие мероприятия проводите по его сохранению в современных условиях?

– Сохранение и развитие кадрового потенциала – это сложнейшая задача, на решение которой в институте направлен целый комплекс мероприятий. Конечно, институту как работодателю приходится выдерживать конкуренцию успешных предприятий из разных отраслей за высококвалифицированные инженерные кадры и IT-специалистов. Мы считаем очень своевременным решение главы ОАО «РЖД» Олега Белозёрова об индексациях заработной платы работникам холдинга в текущем году, поскольку ориентируемся на него при реализации своего Коллективного договора.  

Наряду с ростом материального обеспечения наших сотрудников мы работаем над созданием комфортной и безопасной экосреды, вкладывая средства в приведение нашей имущественной инфраструктуры в соответствие с современными условиями труда. Другим важнейшим проектом является развитие социальной сферы и современной корпоративной культуры, открытой к переменам и изменениям. Нашим коллективом сформулированы и приняты основные ценности АО «ВНИИЖТ», создан корпоративный портал института, работающий по принципу социальной сети, введены новые инструменты нематериальной мотивации. Реализован ряд проектов спортивной направленности, одним из которых является создание общественной организации «Физкультурно-спортивный клуб «Локомотив-ВНИИЖТ». 

Перед отраслевой наукой в текущих геополитических условиях усиливается значимость ещё одной задачи – создания новой системы подготовки профессиональных научных и инженерных кадров для отрасли. С этой целью мы работаем над совместными образовательными программами с нашими коллегами из РУТ (МИИТ) и другими транспортными вузами. Формируется кластер профессионально-прикладного образования для молодых специалистов и дополнительного – для действующих, развиваем масштаб задач собственной аспирантуры.

В последние годы мы стали проводить заметно больше мероприятий культурного характера, отмечаем коллективом главные праздники, проводим субботники и другие творческие и рабочие встречи. Много о чём ещё хотелось бы рассказать, поскольку институт этого заслуживает, но этого не позволяет формат нашего короткого интервью.

 
 
 
 

 

Обсуждение закрыто.

форма обратной связи





[recaptcha]11

  • 19
    19.Апрель.Пятница
    Нет событий