{}
Актуальные проблемы отечественного тормозостроения обсудили участники заседания научно-технического совета ассоциации «АСТО», прошедшего в конце февраля на площадке МТЗ ТРАНСМАШ.
Как отметил заместитель заведующего лабораторией ОАО «ВНИИЖТ» Игорь Назаров, в условиях постоянно растущих требований к работе тормозного оборудования важно повышать качество его проектирования и производства. Например, пока все расчёты коэффициента сцепления колёс с рельсами конструкторы выполняют для скоростей движения грузовых поездов 90 км/ч, тогда как уже разработаны модели вагонов, рассчитанные на скорость 120 км/ч.
В последние годы тормозные колодки изготавливают из современных композитных материалов, поэтому требуется уточнить коэффициенты трения от них на колёса вагонов и локомотивов. Необходимо также установить точные параметры работы дисковых, магниторельсовых и других инновационных систем торможения поезда. Решить эти задачи поможет принятие единой методики проведения тормозных и тепловых расчётов для нового оборудования.
Кроме того, по мнению Игоря Назарова, нужно разработать нормативы для систем торможения, предназначенных для скоростных и тяжеловесных грузовых поездов. Особенно важно при этом обеспечить стабильную работу воздухораспределителей, чтобы давление в тормозных магистралях поезда сильно не колебалось. Ещё одна острая проблема – повреждение пневматического оборудования в ходе размораживания перевозимых в вагонах грузов в так называемых тепляках. Выполненные из резины и пластика детали приборов не выдерживают чрезмерного нагрева в них до температур свыше +80 градусов. В результате ухудшаются показатели работы тормозных систем.
Как уточнил профессор МИИТа Владимир Карпычев, поправить ситуацию можно, утвердив стандарт на разработку и условия эксплуатации тормозного оборудования для железнодорожного подвижного состава. К его подготовке должны быть привлечены специалисты ОАО «ВНИИЖТ», МИИТа, ПГУПСа, УрГУПСа и других научно-исследовательских организаций отрасли.
Одновременно нужно повысить требования к сервисному обслуживанию такой техники. Ведь современные тормозные системы – это сложные, дорого-стоящие устройства, поэтому ремонтировать их должны высококвалифицированные специалисты.
Также участники заседания НТС ассоциации «АСТО» рассмотрели методы мониторинга тормозной продукции в процессе эксплуатации в свете требований международного стандарта IRIS, обсудили разрабатываемую сотрудниками МИИТа методику оценки рисков для железнодорожного подвижного состава.
Автор:
Андрей Владимиров