{} Научный подход к тормозным системам (Выпуск № 211 от 18.11.2021, Газета "Гудок") | АСТО

125190, г. Москва, ул. Лесная, д.28, а/я 79

postmaster@associat.nichost.ru +7 (499)973-94-45
Календарь событий стать членом асто

Ассоциация производителей и потребителей тормозного оборудования для подвижного состава железнодорожного транспорта

Актуальные задачи развития отечественного тормозостроения для железнодорожного подвижного состава обсудили участники Х научно-практической конференции Ассоциации «АСТО», проведённой в начале ноября при поддержке некоммерческого партнёрства «Объединение производителей железнодорожной техники» и приуроченной к 100-летию АО МТЗ ТРАНСМАШ.
В прошедшем в формате видео-конференции форуме приняли участие свыше 60 специалистов, представлявших 38 организаций, среди которых федеральные органы власти, ОАО «РЖД», операторы железнодорожного подвижного состава, вагоноремонтные компании, производители тормозного оборудования и его комплектующих, отраслевые научно-исследовательские организации, вузы и средства массовой информации.
Как отметил заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Александр Иванов, важность вынесенных на обсуждение вопросов подтверждается тем фактом, что их реализация находится в контексте задач рассмотренной в конце октября нынешнего года на заседании Госсовета с участием президента РФ Владимира Путина «Транспортной стратегии до 2030 года», предусматривающей дальнейший рост массы поездов и скоростей их движения, невозможных к осуществлению без разработки и внедрения на подвижном составе современных тормозных и управляющих систем.
И как доложили участникам конференции ведущие разработчики отечественных предприятий, поставленные задачи успешно решаются. Генеральный конструктор МТЗ ТРАНСМАШ, заслуженный конструктор РФ, кандидат технических наук Сергей Чуев рассказал о вековой истории старейшего предприятия отрасли и эволюции отечественных тормозов, представив тормозные системы четырёх поколений: первое поколение – пневматика; второе поколение – электропневматика; третье поколение – применение электроники и микропроцессорной техники; четвёртое поколение – цифровые тормозные системы, в том числе созданные специалистами Специального конструкторского бюро тормозостроения завода за последнее время. Среди них: система управления тормозами для беспилотной «Ласточки» с высоким уровнем автоматизации, блок тормозного оборудования для скоростного контейнерного вагона платформы и новая система управления тормозами для локомотива, включая кран машиниста, который учитывает новые требования. При этом все комплексы отличаются ещё большей эффективностью и удобством для потребителя.
Ещё один перспективный продукт – полностью автоматизированная цифровая система управления и диагностики торможения «ИСКРА-200», предназначенная для пассажирского моторвагонного подвижного состава и скоростных контейнерных поездов. Эта инновационная интеллектуальная система координирует работу автотормозов при скорости движения поезда до 200 км/ч. На повестке дня – разработка управляющих систем следующего поколения для высокоскоростного подвижного состава «ИСКРА-500». В числе новинок также оборудование для специального самоходного подвижного состава, применяемого в путевых работах на инфраструктуре ОАО «РЖД», тормозные системы для метровагонов проекта «Москва-2020», пассажирского двухэтажного вагона, рельсового автобуса РА3, оборудование для вождения объединённых грузовых поездов и многое другое.
В свою очередь, генеральный конструктор по тормозным системам АО «Транспневматика» Сергей Старостин рассказал о созданных сотрудниками предприятия дисковом тормозе, в том числе для «Ласточки», тормозных приборах и оборудовании для электропоезда «Иволга», а также об автоматическом стояночном тормозе для локомотивов.
Высокую оценку всем представленным разработкам дал президент НП «ОПЖТ», кандидат технических наук Валентин Гапанович. В то же время он отметил, что в древе развития тормозов не уделено внимания таким системам торможения, как рекуперация, магниторельсовый и реостатный тормоза. Особое внимание он уделил реализуемому в рамках партнёрства проекту «Электронный паспорт качества», который можно применять в том числе на этапах жизненного цикла тормозного оборудования. По его словам, реализация данного проекта позволяет повысить надёжность эксплуатации железнодорожного подвижного состава и безопасность движения поездов, устранить контрафакт.
Заместитель директора НЦ «ВНИИЖТ» Игорь Назаров отметил различные научные аспекты развития тормозных систем подвижного состава и метрополитенов. В частности, учёные института разрабатывают системы автоматической диагностики тормозов, работают над созданием конструкций тормозных приборов с применением современных материалов, что позволяет продлить срок их службы.
Заместитель директора Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства – филиала ОАО «РЖД» Александр Казаков рассказал об исследованиях специалистов бюро в области цифровой трансформации в оценке состояния и причин отказов элементов подвижного состава.
Генеральный директор НПО «РАТОРМ» (Екатеринбург) Артём Ширинкин сообщил о ходе работ по созданию беспроводного электронного пневматического тормоза в рамках реализации концепции «Цифровой грузовой вагон», а заведующий сектором АО «ВНИКТИ» Вениамин Зубков – о разработке инновационной тормозной системы для длиннобазной скоростной платформы-контейнеровоза.
Участники конференции также обсудили вопросы внедрения цифровых технологий, совершенствования рекламационной работы в цифровой экосистеме, внедрения цифрового документооборота, актуализации направлений деятельности в области развития автотормозов железнодорожного подвижного состава, разработки технических регламентов при решении задач по цифровой трансформации экономики. При этом председатель Научно-технического совета Ассоциации «АСТО», заведующий кафедрой «Машиноведение, проектирование, стандартизация и сертификация» РУТ (МИИТ), доктор технических наук Владимир Карпычев обратил внимание государственных органов в области железнодорожного транспорта, образования и науки на важнейшую задачу – необходимость возрождения научно-образовательной системы подготовки кадров, фундаментальных и прикладных исследований в области тормозов и их управления. В этих целях предлагается создать в Москве на базе РУТ (МИИТ), АО «ВНИИЖТ», АО МТЗ ТРАНСМАШ образовательный кластер для подготовки, повышения квалификации и аттестации кадров различного уровня в области автотормозов. Подобные структуры при необходимости можно создать и в других регионах на базе существующих там транспортных вузов. При этом в них целесообразно открыть отделения по специальностям «автотормоза», «тормозостроение».
Кроме того, на конференции обратили внимание на наметившуюся в последнее время тенденцию отсутствия должного взаимодействия компаний локомотиво- и вагоностроения, операторов и собственников подвижного состава, ремонтных и эксплуатационных предприятий в области производства и обслуживания тормозного оборудования. Многие разработанные и принятые на площадке НП «ОПЖТ» документы уже утратили свою актуальность, особенно технические регламенты. Конструкторская, ремонтная, эксплуатационная документация производителей подвижного состава и комплектующих, требования к технологиям, кадровому обслуживающему персоналу утратили статус обязательной нормы.
Беспокоит специалистов, что «Положение об аттестации контрольных пунктов автотормозов (АКП) и автоматных отделений (АО)», применяемое и регулируемое в течение более 20 лет Советом по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, давно не удовлетворяет возросшим требованиям, предъявляемым техническими регламентами в области безопасности, действующими нормами и техническими условиями конструкторской и ремонтно-эксплуатационной документации разработчиков и производителей подвижного состава и комплектующих.
Информационная система учёта причин отказов технических средств в эксплуатации КАСАНТ со времени её внедрения так и не стала объективным мерилом для эффективного осуществления превентивных мер в области обеспечения безопасности движения поездов.
По итогам конференции её участники приняли резолюцию, в которой одобрили деятельность АО МТЗ ТРАНСМАШ, его СКБТ в области создания перспективных отечественных тормозов, конкурентоспособных на мировых рынках, а также рекомендовали Росжелдору с участием НП «ОПЖТ» и Ассоциации «АСТО» осуществить разработку регламентов в части требований к содержанию пунктов обслуживания автотормозов.
Кроме того, НП «ОПЖТ» предложено с участием ОАО «РЖД» актуализировать комплексную автоматизированную систему учёта, контроля устранения отказов в работе технических средств и анализа их надёжности в рамках цифровой трансформации методики оценки соответствия и причин отказов элементов подвижного состава с решением задачи обеспечения достоверности учётных данных. Целесообразно также разработать и согласовать с ОАО «РЖД» программу цифровизации для членов НП «ОПЖТ», в том числе в части создания экосистемы для участников рынка подвижного состава, интерактивного электронного паспорта на выпускаемые изделия в машинопонимаемом формате, системы документооборота, образования единого фонда электронной нормативной документации, цифровых двойников и другое.

 

Андрей Владимиров
Партнёрский материал
 

Обсуждение закрыто.

форма обратной связи





[recaptcha]11

< 2024 >
Апрель
Вс
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Март
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Май
Май
Май
Май